Водонапорная башня и здание депо

 

Среди городов лесостепенного Зауралья Камышлов выделяется как крупный транспортный узел. Через Камышлов проходит двухколейная железная дорога от Свердловска на Тюмень, где она смыкается с параллельно идущим сибирским трактом и пересекает автомобильную дорогу Ирбит – Шадринск. По железной дороге ежегодно в обоих направлениях перевозится миллионы тонн грузов. Ежедневно в Камышлов прибывают самые разнообразные грузы, необходимые народному хозяйству Камышловского и смежных с ним районов. По железной дороге вывозится основная часть продукции, которую производят город и район. Большой грузовой двор, расположенный недалеко от вокзала, говорит о значительных погрузочно – разгрузочных операциях, осуществляемых на ст. Камышлов.

До установления советской власти на железной дороге не было электрического освещения. Техника была убогой. На путях сновали паровозы «Компаунд», работавшие на насыщенных парах. Ходили они с керосиновыми фонарями. Пассажирские вагоны освещались свечами. В «Вагонном сарае», как тогда называли паровозное депо, основным освещением в ночное время служили факелы. О темпах строительства того времени можно судить хотя бы по тому, что второе здание паровозного депо было сооружено лишь в 1913г. Появление железнодорожных рабочих послужило большим толчком к росту революционного движения.

В декабре 1905г. железнодорожными рабочими была объявлена забастовка. Остановилось движение между Екатеринбургом и Тюменью. Шесть организаторов забастовки впоследствии поплатились за это жестоким наказанием: их заточили в крепость. Но железнодорожники всегда держались стойко, показывали пример революционной дисциплины. Не страшились жандармов, они собирались «в маленьком бараке» на окраине Камышлова. Устраивали нелегальные собрания, на которых намечали путь борьбы с царизмом. На железной дороге возникла первая в нашем городе группа большевиков и сочувствующих им. В сердцах камышловцев и поныне живут имена большевиков Жукова, Осипова, и других. Под руководством Жукова после февральской революции в паровозном депо создается отряд Красной гвардии.

Паровозная тяга полностью заменена тепловозной, необходимостью иметь на станции паровозное депо – отпала, и в апреле 1961 года оно было ликвидировано.

Если до того штат депо составлял 1010 человек, то при введении тепловозной тяги он сократился до 350 человек. Производительность труда увеличилась на 85%. При паровозной тяге из Камышлова до Баженово, например, можно было доехать за 12 часов, а сейчас тепловозы этот путь проходят за 1,5 часа.

В 1964г. пассажирское движение было переведено на специальные пассажирские тепловозы.

На базе паровозного депо и железнодорожных мастерских связи в 1961 году отрывают Электротехнический завод (ЭТЗ).

… Давно ушел в прошлое образ дежурного по станции с большим путейским фонарем в руках, на передней панели которого — стекла разного цвета: если путь свободен, то дежурный сигналил зеленым лучом света – и локомотив набирал скорость, но если путь был занят, дежурный поворачивал красное стеклышко – значит, стоп! Фонарь был олицетворением железной дороги не один десяток лет. Именно такие фонари и стал выпускать ЭТЗ, а вместе с ними – ящики для локомотивных радиостанций, семафорные, стрелочные звонки… Кстати, выпуск фонарей лет через пять был прекращен (другое время – другая техника), но последний экземпляр занял почетное место в заводском музее.

А 9 декабря 1980 года, под звуки духового оркестра, впервые на станцию Камышлов прибывает электропоезд.

Мир не стоит на месте, все течет, все меняется.