26 сентября

  В этот день русские армии под командованием генерала Николая Иванова разгромили австро-венгерские войска в Галицийской битве (1914 год)

«Успехи русских в Галиции оказались достаточными, чтобы нанести австро-венгерским армиям такие удары, которые оказались смертельными для всего государственного организма двуединой монархии. Австрийские войска, шедшие в первые бои с большим подъёмом, в течение остальной войны представляли уже второсортный материал».

Генерал А. А. Свечин

26 сентября 1914 г. грандиозная Галицийская битва завершилась славной победой русских армий Юго-Западного фронта над австро-венгерскими войсками. Войска сражались под командованием выдающегося русского полководца, генерал-адъютанта Николая Иудовича Иванова.

Галицийская битва открылась двумя крупными, фактически самостоятельными операциями — Люблин-Холмской и Галич-Львовской. Люблин-Холмская операция началась с наступления 1-й (генерал В. Данкль) и 4-й (генерал М. Ауффенберг) австро-венгерских армий в районе Люблина и Холма. Там находились 4-я (генералы А.Е. Зальц, затем А.Е. Эверт) и 5-я (генерал П.А. Плеве) русские армии. Имея сведения, что русским известна схема развертывания австро-венгерских войск, К. Хётцендорф сдвинул свои позиции на 100 км к западу. Тем самым он осуществил неожиданный фланговый охват русских армий. После жестоких встречных боев у Красника (10-12 августа) и Томашова (13-18 августа) 4-я и 5-я армии потерпели поражение и были прижаты к Люблину и Холму.

Одновременно на левом крыле Юго-Западного фронта проходила Галич-Львовская операция. В ней 3-я (генерал Н.В. Рузский) и 8-я армии, отразив натиск 3-й (генерал Р. Брудерман, затем С. Бороевич) и 2-й (генерал Э. Бен-Эрмоли) армий, перешли в наступление. Одержав победу в сражении у реки Гнилая Липа (16-19 августа), 3-я армия ворвалась во Львов, а 8-я овладела Галичем. Это создало угрозу тылам австро-венгерской группировки, наступавшей на Люблин-Холмском направлении.

Однако общая ситуация на фронте складывалась для русских угрожающе. Разгром армии А.В. Самсонова в Восточной Пруссии создал для немцев благоприятную возможность наступления в южном направлении, навстречу атакующим Люблин и Холм австро-венгерским армиям. Возможная встреча немцев и австрийцев западнее Варшавы, в районе города Седлец, грозила окружением русских армий в Польше. Но, несмотря на призывы австрийского командования, немцы не стали наступать на Седдец, а занялись очищением Восточной Пруссии от русских войск.

Создав превосходство на Галич-Львовском направлении (три армии против двух), австро-венгерские войска 23 августа перешли в наступление с линии Городок — Рава-Русская. Так развернулось недельное Городокское сражение (23-30 августа). Его кульминацией стали бои у Равы-Русской (25- 26 августа). В них австро-венгерские части прорвали русский фронт, но 8-й армии удалось закрыть прорыв и удержать позиции западнее Львова. И все же положение левого крыла Юго-Западного фронта стало критическим. От тяжелого поражения его во многом спасло контрнаступление русских войск с севера.

Пока 8-я армия отражала австрийский натиск, оборонявшие Холм и Люблин 4-я и 5-я армии получили подкрепления (9-ю армию генерала П.А. Лечицкого) и 22 августа перешли в контрнаступление. Но оно развивалось медленно из-за стойкого сопротивления армии Данкля. Кульминация русского натиска с севера: наступила 26 августа, когда гвардейские соединения 4-й армии осуществили прорыву Тарнавки. Он решил судьбу русского контрнаступления и всей Галицийской битвы. 26 августа также отмечено подвигом штабс-капитана П.Н. Нестерова, который в тот день впервые в истории мировой авиации применил воздушный таран и сбил австрийский самолет.

Прорыв создал опасность удара в тыл австро-венгерским войскам, наступавшим на Рава-Русском направлении. В результате они прервали Городокское сражение и в ночь на 30 августа начали общий отход за реку Сан. Преследуя их, русские продвинулись вперед на 200 км. К 8 сентября они заняли Галицию и блокировали крепость Перемышль. Тем не менее, австро-венгерским войскам удалось избежать окружения в Галиции. Паводок на реке Сан и прибытие на Вислу 9-й немецкой армии (генерал А. Макензен) вынудили российское командование прекратить наступление.

Стратегическое значение Галицийской битвы было огромно. Хотя в её ходе русским командованием был допущен ряд ошибок, приведших к значительным потерям (230 тыс. чел. и 94 орудия), и цель операции — окружение противника — не была достигнута, русские войска в Галицийской битве одержали крупную победу. Потери австро-венгерских войск составили 325 тыс. чел. (в т. ч. до 100 тыс. пленных) и 400 орудий. Русские войска заняли Галицию и часть австрийской Польши, создав угрозу вторжения в Венгрию и Силезию. Разгром австро-венгерских войск свёл на нет успехи немцев в Восточной Пруссии и отвлек силы Австро-Венгрии от Сербии. Главный союзник Германии надолго утратил боеспособность, и Германия была вынуждена направить крупные силы для поддержки своего ослабленного союзника.