9 февраля

9 февраля (27 января) 1904 года – В этот день российский крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» героически сражались с японской эскадрой в бухте Чемульпо

Легендарный крейсер «Варяг» стал одним из архетипов русского национального сознания, наряду с Невской битвой, Ледовым побоищем, Куликовской битвой, взятием Казани, штурмом Измаила, Бородинским сражением.

Накануне 26 января (8 февраля) японцы совершили ночное нападение на русский флот в Порт-Артуре. Внезапное начало русско-японской войны застало в корейском порту Чемульпо (пригороде Сеула) два русских военных корабля: бронепалубный крейсер «Варяг» под командой капитана 1 ранга Всеволода Федоровича Руднева и канонерскую лодку «Кореец», возглавляемую капитаном 2 ранга Григорием Павловичем Беляевым. Неожиданно появившаяся у Чемульпо японская эскадра заблокировала русских моряков в порту, предъявив им наглый ультиматум: или они до полудня 27 февраля 1904 г. выходят из гавани для боя или сдачи, или японская эскадра атакует их прямо в нейтральном порту.

Руднев решил принять бой вне порта, поскольку так можно было нанести врагам больше урона. Выстроив команду «Варяга» на палубе и сообщив об ультиматуме японцев, Всеволод Федорович объявил, что решил идти на прорыв. «Никаких разговоров о сдаче не может быть — мы будем сражаться до последней капли крови. Исполняйте свой долг спокойно и точно, и тогда каждый снаряд ляжет в цель… А ежели судьба сулит нам смерть и этот наш парад последний, помните: так умереть, как мы умрем под русским флагом, это значит не умереть никогда! Покажем врагу, как умеют сражаться за Родину российские моряки! На прорыв вражеской эскадры, с верой в победу и к славе! Ура!». Эти слова были с восторгом встречены командой, единодушно поддержавшей решение любимого командира.

Японцы, несмотря на то, что имели 14 кораблей (6 крейсеров и 8 миноносцев), решили не выпускать русских в открытое море, а, поправ в очередной раз нейтралитет Кореи, навязать Рудневу бой в территориальных корейских водах, в шхерах. Там российские корабли, вынужденные идти по строго определенному фарватеру, не могли уклоняться от вражеских ударов; японская же эскадра на избранной ею позиции могла свободно маневрировать.

Так, первый день русско-японской войны был ознаменован отчаянным неравным боем «Варяга» и «Корейца» с японской эскадрой…

«Варяг» в ходе боя тяжело пострадал. Большая часть орудий и почти половина людей на верхней палубе была перебита и вышла из строя, сплошные пожары охватили судно.

«Везде всюду кровь, груды тел вкруг лежат. 

 Все стонет, кричит, умирает!

«Варяг» наш жестоким пожаром объят,

Огонь уж повсюду пылает!»

 Но ничто не могло сломить боевого духа русских моряков — на «Варяге» никто не сдавался. Верные присяге и вековым традициям российского флота, они сражались до последнего вздоха… Все предполагали, что японцы попытаются захватить подбитый «Варяг» как трофей. Но капитан Руднев решил уничтожить оба русских корабля, чтобы они не достались врагу. «Кореец» был взорван, а «Варяг» затоплен на рейде. Наши моряки, только что смело глядевшие в глаза смерти, при уничтожении родных кораблей теперь плакали. Руднев последним сошел с крейсера в шлюпку, поцеловав поручни трапа. 

Однако не умер «Варяг». Из жизни временной геройский экипаж перешел в народную память. Вскоре появилось несколько песен, из которых «Плещут холодные волны» на стихи Я. Репнинского, опубликованные в газете «Русь» в феврале 1904 г., стала особенно любимой.

Подвиг героев вызвал глубокое уважение не только в России, но и по всему миру. Восхищенное мастерством и доблестью русских моряков японское правительство уже после Войны наградило Руднева высшим японским орденом Восходящего Солнца (Всеволод Федорович принял эту награду лишь по настоянию Царя и никогда ее не носил). И даже один японский поэт сложил о подвиге «Варяга» японскую песню.

Русская Православная Церковь соборно сохранила память о событиях тех лет: в Петербурге был построен храм Спаса-на-водах, разрушенный большевиками и ныне восстанавливаемый. Бессмертное имя «Варяг» стало священным для каждого русского патриота, воодушевляя их в трудные минуты.