Эх, путь-дорожка фронтовая… 

 

Кирза. Часть 2 

Название «кирза» связывают то с производителем — Кировским заводом; то с названием ткани кersey, из которой поначалу материал изготавливали; то с английской деревушкой, где водились овцы, из шерсти которых делали ткань. Но вот уже без малого столетие ассоциация одна — с солдатскими сапогами. 

Использование дешевого заменителя, по подсчетам нового наркома обороны маршала С.К. Тимошенко, позволяло сэкономить почти 4,45 млрд. квадратных метров юфтевой, 2,38 млрд. квадратных метров хромовой и 559,9 тонны подошвенной кожи в год. Огромные объемы, которые воюющая страна не могла дать фронту. Кирза без преувеличения стала спасением. Это отчетливо понимали в Кремле. 

10 апреля 1942 года одиннадцать специалистов, причастных к изобретению и внедрению в промышленность заменителей кожи, были удостоены Сталинской премии II степени. 

Предприятия Москвы, Ленинграда, Ферганы, Куйбышевской области поставили кирзачи на поток. В первую очередь они направлялись в действующие войска. Тыловые части до октября 1942 года «донашивали» ботинки или отремонтированные после фронтовых испытаний сапоги. К ремонту в Красной армии подходили серьезно: каждая пара армейской обуви хоть раз проходила через руки сапожных дел мастеров. 

Новинку в войсках восприняли с энтузиазмом: «Мне не страшны грязь и вода: я получил новые кирзовые сапоги 38С, — писал в апреле 1942 года гвардии техник-лейтенант Б.Е. Корсаков. — Испытание они выдержали хорошо». Кирзу носили круглый год, за исключением крепких морозов. Зимой во время оттепели и в межсезонье на ноги наматывали байковые портянки. 

Чтобы защитить кирзу от воды, ее натирали солидолом и дегтем. Увы, промокший кирзовый сапог разбухал, становился еще тяжелее и теснее. Это объяснялось «не усадкой кирзы, а значительным коэффициентом трения». Неопытные бойцы через несколько дней переходов по распутице с трудом втискивали в них ноги. Фронтовик Э.Е. Приклонский вспоминал: когда в октябре 1942 года курсантам Челябинского танкового училища выдали новые кирзовые сапоги, «только немногие из нашего брата, либо более сообразительные от природы, либо умудренные житейским опытом, взяли себе обувь на один-два номера просторнее». Остальные, промучившись две недели, вынуждены были вернуть старые разношенные «башмаки». 

Тяжелее всего в кирзовых сапогах приходилось женщинам. Ведь размеров меньше 38-го не производили — и те пропадали сразу. Редкая участница войны не поминала лихом «огромные кирзовые сапожищи», удивляясь собственной выносливости. Как писала поэтесса Юлия Друнина: 

До сих пор не совсем понимаю,

 Как же я, и худа, и мала, 
Сквозь пожары к победному Маю

 В кирзачах стопудовых дошла. 

«Дойдем до Берлина!» В 1944 году советский художник Леонид Голованов нарисовал один из самых известных плакатов военного времени. Улыбающийся солдат поправляет кирзовый сапог. Художник изобразил снайпера Василия Голосова, на счету которого было более 400 гитлеровцев. Сам боец пал в бою, но плакат сохранил образ героя войны и в послевоенные годы. 

А после войны грубые сапоги, прошагавшие пол-Европы, пошли в народ. Мирная история кирзовых сапог насчитывает десятилетия. Около 150 миллионов пар сошли с конвейера, чтобы обуть строителей, хлеборобов и… самых смелых модниц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *