«Ключи,что в старину, все двери открывали…»
Ключи и замки появились в глубокой древности.
Один из самых древних ключей хранится сейчас в «Музее изящных искусств» в Бостоне, США, это ключ VI в. до н. э. от храма Артемиды в Аркадии длиной около 50 см.
Искусство Русских замочников славилось в Европе уже с IX века. По своей конструкции русские замки разделялись на два основных типа: висячие пружинные и врезные. Первые отличались большим многообразием форм и изготавливались в виде трапеции, куба, клинка, ведерка и т.д. Второй тип древнерусского замка – врезной нутряной – использовался для ларцов, сундуков, дверей.
К XII веку русские замочники изготовили уже около 12 типов замков разнообразных конструкций. В словаре В.И. Даля упоминаются: «Винтовой» у которого клюя с винтом, «Репчатый» — круглая коробка, шар, «Шведский» — ведерко, внизу шире.
Так к концу XVIII века наиболее крупными центрами производства навесных замков стали Тула и село Павлово на Оке. Причем в первом из них замки изготавливали из стали, а во втором преимущественно из меди и, как правило, замки выглядели более элегантными и интересными.
Ключи имеют не только практическое применение, но и несут особое символическое значение. Эмблема ключа связана с целым рядом церковных и светских должностей высокого ранга. Ключник при дворе русских царей заведовал столовыми припасами, напитками и прислугой. Обер-камергер отвечал за быт императорской семьи и проведение аудиенций. Ему подчинялись придворные кавалеры. Его отличительным знаком был специальный золотой ключ, носившийся на шнуре из золотого гаруса. А в православных монастырях существовала должность ключника, который заведовал ризницей и церковной утварью.
В гербах российских дворян золотые и серебряные ключи свидетельствовали о высоком занимаемом положении (Васильчиковы, Толстые, Черкасовы и др.), а могли быть «говорящей» эмблемой (два ключа в гербе Ключаревых).