В этот день русские войска взяли крепость Плевна в Болгарии (1877 год)
28 ноября (10 декабря) 1877 года, русские войска взяли Плевну. Так завершилась осада крепости, которая стояла на пересечении важнейших дорог и имела стратегически важное значение. Этот триумф своими жизнями оплатили десятки тысяч патриотов России, в трудную минуту пришедшие на помощь болгарскому народу.
70-е годы ХIХ века были ознаменованы всплеском национально-освободительной борьбы народов Балканского полуострова, давно изнывавших под игом Османской империи. Их политическое положение не было одинаковым, а в наихудшем положении оставались Болгария, Босния и Герцеговина, являвшиеся турецкими провинциями. Остро стоял и земельный вопрос: после окончания Кавказской войны в дунайскую Болгарию и Добруджу началось массовое переселение горцев. Для их расселения у местного населения изымалась земля, христианское население Болгарии использовалось в качестве рабочей силы при строительстве домов для переселенцев. А поскольку Турция находилась в финансовом кризисе, налоговый гнет на подвластные ей славянские народы с каждым годом становился все жестче.
В середине 70-х годов терпение славян окончательно иссякло. Первыми борьбу с турками начали Сербия и Черногория. Вскоре восстание вспыхнуло и в Болгарии. Под давлением общественного мнения Александр II разрешил русским офицерам уходить в отставку и ехать на Балканы (туда отправились 4 тысячи добровольцев). Но очень скоро выяснилось, что турецкая армия лучше организована и лучше вооружена. В итоге восстание болгар было подавлено с такой жестокостью, что об этом заговорил весь мир. Сербию же от полного разгрома спас только ультиматум, предъявленный Санкт-Петербургом Стамбулу 18 октября 1876 года.
23 декабря в Стамбуле должна была открыться конференция шести европейских держав. На ней Россия, Англия, Франция, Германия, Австро-Венгрия и Италия планировали рассмотреть вопрос о положении христиан в Османской империи. Но султан Абдул-Гамид II, имевший целью сорвать работу конференции, 23 декабря подписал Основные законы, по которым все его подданные уравнивались в правах. В такой ситуации предложения великих держав по выделению территориальных автономий с особым режимом управления христианской и мусульманской общинами теряли смысл.
Работа конференции была сорвана (во многом благодаря англичанам, закулисно помогавшим султану), но до реальных реформ дело так и не дошло. А работа турецкого парламента, собравшегося 9 марта 1877 года, была превращена в фарс. Сервер-паша, который вел заседания, как и Борис Грызлов, был уверен в том, что парламент – не место для дискуссий. Он прерывал депутатов категоричным возгласом: «Заткнись, осел!» Примечательно, что на требования правительства парламент отвечал послушным: «Да, господин!» Понятно, что думала эта публика, о чем угодно, но только не о защите прав славян.
А тех продолжали грабить и насиловать. Россия оказалась перед выбором: потерять влияние на Балканах и дискредитировать себя в глазах общественности России или начать военные действия. То, что речь шла о чести империи, ее политическом весе в мире, очень четко осознал и Александр II. «Все пять сыновей императора побывали на этой войне, а старшие (Александр, Владимир, Алексей) активно участвовали в сражениях и месяцами находились на передовой. Сам Александр был с армией до падения Плевны, он хотел стать свидетелем подвигов своих войск, разделить с ними тяготы боевых действий и условий военного времени. Главнокомандующим был назначен брат царя, великий князь Николай Николаевич», – констатировал историк Леонид Ляшенко.
Все началось 12 апреля 1877 года, когда русская армия вступила в пределы Румынии, которая сразу объявила себя независимым королевством и разорвала дипломатические отношения с Турцией. Русским предстояло форсировать Дунай. Пример подал 35-летний генерал Михаил Скобелев. Он велел расседлать коня, сбросил верхнюю одежду и в одном белье переплыл огромную реку в оба конца. Вступив в Болгарию, русские заняли Систов и Тырново. По плану, составленному Генеральным штабом, предполагалось в течение 4–5 недель дойти до Стамбула и добиться от султана заключения мирного договора на условиях России.
Однако и турки без дела не сидели. Совершив 200-километровый переход, войска Осман-паши 7 июля взяли Плевну. Уже на следующий день к городу подошли русские, но их атаки были отбиты. В бою русские потеряли 1 генерала, 74 офицера, 2271 рядового. Их первоначальный план был сорван. Пока русские приходили в себя, благодаря усилиям инженера Тевтик-паши вокруг крепости очень быстро появились редуты, траншеи, каменные укрепления для артиллерийских орудий. Гарнизон Плевны из 54 тысяч человек с 70 орудиями являл собой грозную силу. Без взятия крепости, находившейся в 60 км от систовской переправы через Дунай, русские не могли наступать за Балканы из-за угрозы флангового удара со стороны Плевны. К тому же крепость не была полностью блокирована, и турки постоянно получали подкрепление.
Второй штурм крепости, который произошел 18 июля, имел столь же плачевный результат: русские потеряли свыше 7 тысяч человек. Третий штурм Плевны начался 30 августа. Отряду генерала Скобелева удалось на время завладеть двумя вражескими редутами. Отбив четыре контратаки турок, не получивший подкреплений Скобелев был вынужден их оставить. Общий итог штурма был удручающим: русские потеряли свыше 12 тысяч бойцов, а их союзники-румыны – свыше 3 тысяч человек. Это было самое кровавое для нас сражение за все русско-турецкие войны! Военный министр Дмитрий Милютин написал Александру II: «Если мы будем по-прежнему рассчитывать на одно беспрерывное самоотвержие и храбрость русского солдата, то в короткое время истребим всю нашу великолепную армию».
Между Милютиным и великим князем Николаем Николаевичем разразился конфликт по поводу того, как быть дальше. В итоге царь поддержал Милютина. Было принято решение прекратить штурм и перейти к блокаде Плевны. Блокадные работы поручили генералу Эдуарду Тотлебену, прославившемуся еще во время обороны Севастополя. Особенно важной для осажденного гарнизона являлась дорога, по которой Осман-паша получал боеприпасы и продовольствие. Чтобы полностью блокировать крепость, требовалось прервать сообщение с Софией. Благодаря энергичным действиям отряда генерала Иосифа Гурко к 20 октября турки были вытеснены с дороги. С этого момента Плевна оказалась со всех сторон тесно обложенной русско-румынскими войсками.
Вскоре положение осажденных стало критическим. Запасы продовольствия и боеприпасов стремительно таяли, топлива не было. 28 ноября турки предприняли отчаянную попытку вырваться из крепости. Но русские стояли насмерть, и враг не прошел. В тот же день раненный в сражении Осман-паша и 43 398 турецких солдат и офицеров капитулировали. В честь Осман-паши был дан торжественный завтрак. На нем Александр II возвратил турецкому военачальнику его саблю и пообещал, что, находясь в России, тот не будет иметь причин к недовольству.
Главным творцом победы император назвал Милютина. Именно под Плевной и в других сражения русско-турецкой войны прославился молодой генерал Скобелев. Во всем белом и на белом коне, он не раз появлялся в самых горячих точках боя, личным примером вселял уверенность в солдат. Пули так часто обходили его стороной, что «белого генерала» считали заговоренным. Прославились и другие военачальники. Взятие Плевны стало плодом усилий и героизма десятков тысяч патриотов России.