25 (14) января

25 (14) января 1701 года  — Учреждение школы математических и навигационных услуг по указу Петра I для подготовки будущих артиллеристов, инженеров и моряков армии и флота

25 января 1701 года по указу Петра I была создана Школа математических и навигацких наук, которая размещалась в Сухаревой (Сретенской) башне в Москве, на верху которой была открыта астрономическая обсерватория с телескопом. Навигацкая школа была учреждена в интересах подготовки национальных кадров для комплектования строящегося военного флота, защиты Отечества от угрозы вторжения с моря, избавления от иностранной зависимости в областях образования и науки. Сухаревская школа (так неофициально называлась Московская Школа математических и навигационных наук), 14 лет существовала как самостоятельное учебное заведение, являясь первым в России светским и полноценным военно-учебным заведением. Она стала первой в России специализированной технической школой с базовой математической подготовкой, и до 1715 года являлась государственным учебным заведением для подготовки специалистов морского флота, судостроителей, геодезистов и других специальностей. Число ее учащихся колебалось в пределах 300-500 человек, изначально она управлялась Оружейной палатой (до 1706 года), а впоследствии — Приказом морского флота и Адмиралтейств-коллегией. Большую часть учеников составляли подростки и юноши горожан всех сословий (кроме крепостного) в возрасте от 12 до 20 лет. Они получали казенное содержание, нуждающиеся — полное государственное обеспечение, а весь учебный курс состоял из трех классов — начального (чтение, письмо, счет), арифметического (арифметика, геометрия, тригонометрия) и высшего навигаторского, который включал в себя высшую математику, астрономию, черчение, геодезию и практическую навигацию. В школе преподавали известнейшие в то время русские педагоги Л. Ф. Магницкий и А. Д. Фарварсон, а также выпускники лондонской Королевской математической школы С. Гвин и Р. Грейс. Специально для школы были подготовлены печатные учебные пособия: “Арифметика” Магницкого 1703 года, “Таблицы логарифмов и синусов” Фарварсона, Гвина и Магницкого (1704 год). Сразу по окончании Школы математических и навигацких наук ее выпускников в обязательном порядке отправляли на флот, на геодезическую и архитектурно-строительную практику — на судостроительные верфи, прокладку дорог и другие работы. В 1714 году вышел указ, согласно которому выпускники школы также могли направляться учителями в цифирные, артиллерийские, инженерные и адмиралтейские школы. А те, кто окончил две первые ступени школы, имели право работать писарями на гражданской службе. Школу математических и навигацких наук в разное время окончили адмиралы Н. Ф. Головин и В. Я. Чичагов, геодезисты И. К. Кирилов, М. С. Гвоздев, И. М. Евреинов, Ф. Ф. Лужин, видный деятель просвещения Н. Г. Курганов и другие.

Примерно через 10 лет после открытия школа приобрела черты закрытого сословного учебного заведения, в котором специальным указом был установлен процент учащихся для дворян. В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в Петербург, где на их основе создали Морскую академию. А русский и арифметический классы оставались в Москве до 1752 как подготовительная школа новой академии — Навигацкой школы, которую упразднили после учреждения Морского шляхетного кадетского корпуса. Преемником Школы стало Высшее военно-морское училище им М.В. Фрунзе, которое в настоящее время переименовано в Высший морской институт им. Петра Великого.