История Деда Мороза в России. Часть 2.

 
 
В начале XX века Его называли по-разному, но чаще всего – «Святочным или Рождественским дедом» и Фигурки волшебника делали сначала штучно, а потом производили различные артели. В реальной жизни «живой» Дед Мороз в качестве волшебника — дарителя редко приходил к детям.
 
 

 

 

 

 

 

 

В 20-30-е годы запретили праздник елки и деда мороза, как пережиток прошлого. Дед Мороз являлся одним их значимых символов Рождества. Против Деда Мороза и новогодней елки разворачивается идеологическая война. На пропагандистских плакатах 20-х годов появляется карикатурный образ волшебника. Он заклятый враг Советской власти. Многие люди эти запреты обходили. Ёлки для детей устраивались, только в тайне от чужих глаз. А с ролью Дедушки Мороза отлично справлялся отец семейства.

Накануне 1936 года в СССР после нескольких лет запрета ёлки как праздник и нарядное хвойное дерево были реабилитированы и даже обязательны на новогодних праздниках. Постепенно налаживается производство елочных игрушек и подъелочных фигур. В конце 30-х годов артели игрушечников массово начинают изготавливать Дедушек Морозов. При этом используется почти исключительно ручной труд. Лицо и голову делали, используя глину или папье – маше. А вот для наряда использовалась обыкновенная вата. Для того, чтобы она была мягкая, пышная и не «расползалась», ее покрывали клейстером. Затем фигуру раскрашивали. и украшали битым стеклом или слюдой. Так как фигурки изготавливались вручную, все они отличались друг от друга чертами лица и иногда одеждой. Тем не менее в 30-40-е годы часто встречались и «белые» Деды Морозы. Краску экономили и расписывали только лицо.

Хранитель музейных предметов Ирина Александровна Суворова.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *